Меню
0+

Официальный сайт администрации Камышловского городского округа

06.01.2014 14:14 Понедельник
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

История о Сибирском тракте, Великом кандальном пути через Камышлов

Урал представлялся людям, жившим западнее могучим, суровым, огромным и... невозвратным. Невозвратным, потому что люди уходили туда навсегда. Через Камышлов прогнали более полутора миллиона каторжан. Тюремный замок города являлся пересыльным пунктом, с которого для каторжан начиналась Сибирь

Старинный Сибирский почтовый тракт — дорога путешественников, ученых и каторжников. Это уникальный памятник российской истории XVIII века, сыгравший огромную роль в хозяйственном освоении Сибири.

До строительства Транссибирской железнодорожной магистрали в самом конце XIX века, это был единственный маршрут, соединявший европейскую Россию через всю Сибирь с Китаем. Его называли также Московский тракт или Московско-Сибирский или Большой или Великий или Осьмая государственная дорога и еще Чайный, ведь из Китая шли караваны, груженые чаем. Сибирский тракт протянулся на 8332 версты и стал самой протяженной сухопутной дорогой в мире.

В начале XVIII века на Урале начинается промышленная революция. Строятся многочисленные заводы. Старая Бабиновская дорога не справляется с нагрузкой. В 1820 году Татищев ходатайствует о строительстве новой дороги из Кунгура в Ирбит. Но косность чиновников долго еще не удавалось преодолеть. Лишь в 1754 году Сенат подписал Указ о строительстве почтовых станций для почтового отправления бумаг из Сибири в Россию и обратно. И лишь в 1783 году Большой Московский тракт был официально узаконен.

По Уралу тракт, прошедший через Пермь, Кунгур, Екатеринбург и дальше на Тюмень, называли Кунгурской дорогой. Регулярное движение на Кунгуро-Екатеринбургском участке было открыто в 1755 году. Дорога, конечно, была очень тяжелой и непролазной особенно в распутицу. Местных крестьян обязывали обустраивать ее, расширять. И дорога несмотря ни на что активно осваивалась, строились почтовые станции, возникали новые деревни.

В конце XVIII века на Средний Урал были переселены из Поволжья несколько десятков тысяч ямщиков. Это говорит о том, что движение было весьма оживленным. Ямщики обслуживали дорогу до Тюмени и были служивыми людьми.

Камышлов. Старинная тюрьма.

За сто лет с конца XVIII по конец XIX века по Сибирскому тракту прогнали порядка 1,5 миллиона каторжан. Можно сказать, что это был еще и Великий кандальный тракт. Арестанты время от времени по пути сбегали и тогда стражники пополняли состав за счет первого встречного, ведь они должны были сдать партию на очередном этапе "по счету". Когда шла партия от 100 до 500 человек, то звон кандалов разносился по округе на несколько верст. В уральском городе Камышлов (до 1781 года это была слобода) имеется старейшая на Урале тюрьма, которая находится в центре города.  Она была основана еще в конце XVII века и там содержались  бунтовщики Степана Разина.  Стены тюрьмы  1 метр толщиной. Это был важный пересыльный пункт. Отсюда для каторжан начиналась Сибирь.

Интересно происхождение названия города. "Камыш" и "лов". Сам городок находится на заболоченной низине, поросшей камышами. Зэки туда убегали и их  там, в камышах, соответственно ловили. Это происходило постоянно.  Весь путь от С-Петербурга до Иркутска занимал в XVIII порядка двух лет, а во второй половине XIX века сократился до полугода. Интересно, что если арестант по дороге умирал, то его клали на телегу и все равно везли до этапа чтобы сдать по списку. Отсюда пошла поговорка "доставить живого или мертвого".

Этап от Перми до Камышлова составлял 400 верст. Конвоиры, сдав партию, возвращались, отдыхали и начинали все снова. Такой вот конвеер. В 20 верстах западнее Екатеринбурга проходит граница "Европа-Азия" и там, в конце XVIII века, установили пограничный столб. Дойдя до него, каторжники падали на колени и, обнажив головы, со словами "Прощай, Россия-матушка!" брали горстку земли и потом зашивали ее в мешочек.

По Сибирскому тракту прошло немало бунтарей. Дважды в 90-е годы XVIII века через Камышлов проехал Радищев — родоначальник российского самиздата. Так как он ехал в ссылку, а не на каторгу, будучи политическим заключенным, то передвигался практически как путешественник без кандалов, но в сопровождении конвоира, а размещался в обоих случаях на почтовой станции, а не в тюрьме. Когда ехал обратно из 7-летней ссылки  (1890-1897), то пил чай у губернатора.

Шли по Сибирскому тракту, конечно же, и декабристы — 96 человек, приговоренных к каторге.  В 1826-1827 годах они прошли несколькими партиями. Для них условия были суровыми, в кандалах и пешком.

Позднее клиентами Камышловской тюрьмы становились разные революционеры. По пути в Омский острог останавливался 29-летний Достоевский в 1850 году. А за ним и Чернышевский в 1864 году по пути на каторгу в Нерчинский острог. Но надо сказать, что Чернышевский на каторге, пробыв 7 лет, не особенно надрывался. Жил в отдельном домике, каторжной работы не выполнял и к тачке его не приковывали.

При составлении статьи были использованы свободно распространяемые материалы следующих ресурсов http://perevalnext.ru.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.