Меню
0+

Официальный сайт администрации Камышловского городского округа

05.03.2018 19:59 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

О состоянии здоровья детей в образовательных учреждениях Камышловского района, города Камышлова и факторах, влияющих на здоровье детского населения.

Автор: Е.А. Перепелкина,
заведующая отделом санитарно-гигиенических экспертиз, врач по общей гигиене Талицкого филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» .

Фото: https://yandanner.

Специалистами Роспотребнадзора в постоянном режиме проводится мониторинг состояния здоровья детей, посещающих образовательные организации города Камышлова и Камышловского района.

В образовательных учреждениях на детей постоянно действуют одновременно несколько неблагоприятных факторов: нерациональный режим дня в сочетании с высокой учебной нагрузкой и низкой двигательной активностью, недостаточность и нарушение режима питания, дискомфортный тепловой режим (относительная влажность ниже нормативных значений), низкий уровень искусственной освещенности с превышением показателя пульсации, нерационально подобранная мебель. Неудовлетворительные показатели здоровья детей школьного возраста находятся в прямой зависимости от неблагоприятных условий обучения, неправильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания. Положительным моментом является отсутствие обучения в общеобразовательных учреждениях на территории Камышловского района и города Камышлова во вторую смену. При ранжировании факторов учебно-воспитательной среды по числу экспонированного (подверженного влиянию) детского населения:

- на 1-м месте — фактор неудовлетворительных результатов калорийности рациона;

- на 2-ом месте фактору бактериальная загрязненность воды питьевой подвержено 4,9% детей дошкольных организаций, 4,7% детей в школах;

- на 3-ем месте – 3,2% детей подвержены неудовлетворительному фактору искусственной освещенности в школах и 1,6% в детских садах;

- на 4-ом месте фактору неудовлетворительное качество пищи по бактериологическим показателям подвержено 4,5% детей дошкольных организаций;

- на 5-ом месте – 2,7% детей подвержены неудовлетворительному фактору микроклимата в школах, 1,5% — в детских садах;

на 6-ом месте – 0,5% детей подвержены неправильному рассаживанию за учебной мебелью в школах. 0,2 % — в детских садах.

На стабильно высоком уровне в течение 5 лет держится показатель охвата школьников горячим питанием — 97%. Охват горячим питанием учащихся начальных классов сохраняется на высоком уровне и составляет 100%. В целом, оценивая питание, необходимо отметить, что питание не сбалансировано по содержанию белков, жиров и углеводов и имеет углеводистую направленность.

В 2017 году по сравнению с 2016 годом отмечается увеличение неудовлетворительных проб питьевой воды по микробиологическим показателям в детских садах в 4 раза, в школах в 1,8 раза, пищевой продукции по микробиологическим показателям в 4 раза, увеличение неудовлетворительных проб калорийности блюд в ДОУ в 3 раза, снижение неудовлетворительных замеров искусственной освещенности в ДОУ и МОУ. Ежегодно в образовательных учреждениях города Камышлова и Камышловского района регистрируются неудовлетворительные пробы питьевой воды по химическим показателям безопасности. Так в 2017 году общий процент неудовлетворительных проб составил 19,7, в 2016 году – 28,1. Не смотря на снижение данного показателя, доля проб питьевой воды, не соответствующей требованиям нормативных документов по химическому составу, остается на стабильно высоком уровне.

В 2017 году сохранялась тенденция к росту (в сравнении со средним многолетним уровнем) уровня острой заболеваемости детей и подростков во всех типах образовательных учреждений: в школах — на 7%, школах-интернатах и детских домах — на 6,5%, в дошкольных образовательных организациях – на 7,5%, организациях среднего профессионального образования – на 16%.

В структуре острой заболеваемости на первом месте остаются болезни органов дыхания (за счет острых респираторных инфекций) – 66,1-84,8%.

Второе место в зависимости от возраста занимают: в дошкольных организациях, школах, организациях среднего профессионального образования (ОСПО) — болезни органов пищеварения, в школах-интернатах и детских домах — болезни нервной системы, психические расстройства.

На третьем месте в дошкольных учреждениях, школах – заболевания глаза и его придаточного аппарата, в организациях среднего профессионального образования – болезни нервной системы, школах-интернатах и детских домах — болезни эндокринной системы.

В 2017 году отмечена тенденция к росту заболеваемости острыми кишечными инфекциями в дошкольных организациях, в организациях среднего профессионального образования в 2017 году отмечен рост заболеваемости кишечными инфекциями в 2,3 раза к среднему многолетнему уровню.

В течение всех лет наблюдения уровень пораженности детей и подростков хроническими заболеваниями остается на высоком уровне. В 2017 году в детских садах уровень пораженности детей хроническими заболеваниями выше средних многолетних значений на 14%, в организациях среднего профессионального образования выше на 3%. В школах, школах-интернатах и детских домах уровень пораженности детей хроническими заболеваниями снизился по сравнению с средними многолетними значениями на 10% в школах и на 48% в школах-интернатах и детских домах.

В структуре пораженности детского населения хроническими заболеваниями продолжается рост заболеваемости (в сравнении со средним многолетним уровнем) среди детей во всех типах образовательных учреждений по следующим классам болезней: костно-мышечной системы и соединительной ткани, эндокринной системы, крови и кроветворных органов (анемии). Следует отметить неблагоприятную тенденцию роста ожирения среди школьников, детей дошкольного возраста и подростков за последние 5 лет в 2,2 раза, роста заболеваемости сахарным диабетом среди детей дошкольного возраста в 2 раза, школьников – в 1,5 раза, учащихся средних учебных заведений – в 2,6 раза за последние 5 лет.

В структуре хронических заболеваний у детей дошкольного возраста на первое место в 2017 году вышли заболевания костно-мышечной системы (24,1%), на второе место вышли заболевания болезни глаза и его придаточного аппарата (12,5%), на третье место – болезни эндокринной системы (9,2%).

У учащихся школ на первом месте болезни эндокринной системы (27,8%), на втором месте – костно-мышечной системы (15,5%), на третье место вышли болезни глаза и его придаточного аппарата (14,6%).

В структуре хронической патологии учащихся организаций среднего профессионального образования на первое место вышли заболевания костно-мышечной системы (25,7%), на втором месте — болезни глаза и его придаточного аппарата (16,9%), на третьем месте — болезни нервной системы (11,1%).

У детей за время воспитания и обучения в различных образовательных учреждениях (с 3-х до 17 лет) уменьшается доля здоровых детей и возрастает доля детей, имеющих хронические заболевания. К первой группе здоровья по результатам углубленных осмотров отнесены 47,8% дошкольников и 43,5% школьников, к третьей группе здоровья – 17,6% дошкольников и 5% школьников. В 2017 году отмечается увеличение детей третьей группы здоровья в 2,7 раза среди дошкольников, в 1,5 раза среди школьников.

В целях профилактики заболеваемости, укрепления здоровья детского населения и улучшения состояния среды образовательных учреждений, необходимо проведение комплекса мероприятий:

- реализация государственных целевых и муниципальных программ с учетом мероприятий по устранению основных неблагоприятных факторов, действующих на детей в образовательных организациях, в том числе в соответствии с предписаниями органов Роспотребнадзора

- обеспечение во всех образовательных организациях комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий для профилактики приоритетных болезней (костно-мышечной системы, глаза и его придатков, органов пищеварения, нервной системы, органов дыхания, эндокринной системы, крови);

- обеспечение сбалансированного питания детей всех типов учебных организаций, снижение в рационе продуктов – поставщиков простых углеводов (макароны, кондитерские изделия и другие), выполнение норм питания по продуктам- поставщикам животного белка, молоку, творогу, мяса, рыбы, продуктам- поставщикам клетчатки и витаминов, овощам, фруктам;

- формирование общественного мнения о необходимости здорового питания;

- создание «здоровьесберегающей» обстановки, в первую очередь, в организациях с повышенной учебной нагрузкой;

- обеспечение организации подготовки квалифицированных кадров со специальными знаниями технологии приготовления блюд для детского и диетического питания (при получении базового профессионального образования и при повышении квалификации);

- приведение в соответствие с санитарными нормами качества питьевой воды по микробиологическим, химическим показателям;

- реализация гигиенического образования детей и родителей, повышение гигиенической грамотности выпускников организаций среднего педагогического образования и педагогов, повышающих квалификацию.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.